ПОЗНАВАЙ, решай, отгадывай!

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств.

Франческо Патрици, (1529-1597), итальянский 
гуманист и философ эпохи Возрождения 



13 марта 2013 года
 Реши задачу!
Найти плотность газа, которым заполняют невесомую оболочку воздушного шара объемом 30 м3, если шар с грузом, масса которого двадцать килограмм, висит неподвижно. Плотность воздуха принять равной 1,5 кг/м3



22 февраля 2013 года
 Любителям морских путешествий

 Однажды путешественник спросил разрешения  у капитана корабля на подводную прогулку с аквалангом. Капитан ответил ему, что даст такое разрешение лишь в том случае, если  путешественник верно укажет значение предельной глубины, на которую можно погружаться в водолазном костюме, выдерживающем давление 618 кПа.
Рассчитай, чему равна эта глубина.

 
3 января 2013 года 

Задача из кинематики.
Тело движется равномерно вдоль оси ОХ со скоростью v = 2 м/с противоположно выбранному направлению оси. Определите  положение тела в момент времени  t1 = 10 с после начала движения, если его начальная координата x0 = 5 м. Чему равен путь, пройденный телом? 
Решение.  Выписываем «Дано» и делаем рисунок.

Дано:
v = 2 м/с 
t1 = 10 с 
x0 = 5 м 
x(t1) = ?
s(t1) = ? t1
Физической моделью задачи является материальная точка, движущаяся  прямолинейно с постоянной скоростью. Математической моделью такого процесса является математическое уравнение для координат материальной точки:  x = x0+ vx ×t.
По условию задачи vx= -v и формула для координаты принимает вид:  x = x0 - v×t.
Пройденный телом путь при таком движении равен  sv×t.
В этих уравнениях t – параметр, переменная величина. Уравнения показывают, как изменяется координата материальной точки и пройденный ею путь со временем t. Смотрим в условие задачи, вспоминая, что   нам нужно найти: координату и пройденный путь в момент времени t1. Физика закончилась. (Вспомните, сколько раз на уроках вы слышали эту фразу!) Переходим в состояние «математик» и смотрим, что нам предстоит решить. В этой задаче работы для математика нет. Надо подставить вместо t ее численное значение t1 и подсчитать численный ответ. Обратите внимание, t - переменная величина, а t1 – число. В школьных задачах по физике, как правило, не бывает сложной математики. Поэтому когда Вы оформляете решение задачи в чистовике, «физическую» часть задачи  следует показать в полном объеме, математическую же  часть можно излагать предельно кратко, в одну строку расчета.
Итак, мы имеем:
x(t1) = x0 – v×t1 = 5 м – 2 м/с×10 с = -15 м.
Пройденный телом путь равен
s(t1) = v×t1 = 2 м/с×10 с = 20 м.
Анализ решения.  Из уравнения для координаты видно, что тело из +? движется к началу координат.  В момент времени t0 = 0 оно находится в  точке с координатой  x0 = 5 м, а в момент времени  t =2,5 с оно проходит через начало координат и уходит в - ?. С размерностями величин все в порядке. Поэтому у нас есть основания надеяться, что мы правильно решили задачу. 

17 декабря 2012 года
  ЭКСПЕРИМЕНТ  И  СТАТИКА 
Проверить выполнение законов физики можно, подтвердив их опытом. Среди множества книг Никита Рипка выбрал книгу Тома Тита "Научные забавы" (физика без приборов), которая была издана еще в Советском Союзе в середине двадцатого века, и предлагает  некоторые "забавы" для проверки устойчивости тел. 
Внимание! При выполнении экспериментов на кухне необходимо соблюдение правил техники безопасности! Пригласи папу, старшего брата, которые помогут тебе в случае необходимости и станут зрителями твоих успешных экспериментов.

                                                                       ДВЕ ВИЛКИ И ПЯТАКСложи две вилки так, чтобы зубья одной легли на зубья другой; просунь пятачок в прорез между средними зубьями вилок. Теперь после нескольких неудачных попыток тебе удастся, конечно, положить это коромысло краешком пятачка на краешек стакана, да так, чтобы пятачок прикасался только к наружной стороне стакана. Вот коромысло наше уравновешено. Предложи теперь приятелю перелить воду из этого стакана в другой, не сбросив вилок и пятачка! Вряд ли он возьмется сделать это. Между тем задача не так уж трудна.



ТАРЕЛКА НА ИГОЛКЕ
Эквилибристы в цирке очень ловко вертят на конце заостренной палочки тарелки, плошки, тазы. Эти вещи у них находятся в равновесии только благодаря центробежной силе; чуть замедлится вращение - и сила тяжести вступит в свои права. А мы сейчас заставим тарелку не только вращаться, но даже спокойно стоять на острие иглы. Кажется, это невозможно. А между тем это очень легко. Разрежь по длине две пробки, всади в каждую из четырех половинок по вилке так, чтобы между плоскостью среза и вилкой образовался угол чуть-чуть меньше прямого.  Размести вилки с пробками вокруг тарелки на равных расстояниях друг от друга; зубья вилок должны касаться края тарелки - это увеличит устойчивость. Теперь тарелка, помещенная на острие иглы, всаженной в пробку, будет сохранять равновесие. А при достаточной осторожности ты сможешь заставить эту систему вращаться, и вращаться она будет очень долго, так как  трение между иглой и тарелкой невелико.
 

ПОСЛУШНОЕ И НЕПОСЛУШНОЕ ЯЙЦО


Проткни в яйце дырочку поменьше и опорожни через нее яйцо. Высуши хорошенько скорлупу. Потом насыпь в скорлупу мелкого песка, примерно на четверть, и залепи отверстие гипсом, клеем с мелом или белилами, так, чтобы дырочка не была заметна. Это будет послушное яйцо. Ты сможешь поставить его в любом положении. Для этого нужно только слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно занять на подставке. Песчинки переместятся, и яйцо будет сохранять на своей подставке устойчивое равновесие.
Чтобы сделать непослушное яйцо, нужно вместо песка набросать в него через дырочку мелких кусочков свинца и сургуча; потом нужно поставить яйцо на острый конец и подогреть. Сургуч растопится; когда остынет, он будет прочно держать кусочки свинца. Это будет яйцо “ванька-встанька”.
.
 4 декабря 2012 года

Кроссворд  составила Воробьева Лолита, ученица 5 "Г" класса

      1- химический сосуд;    2 - единица измерения объема;    3 - в переводе с латыни "фюзис"- ;      4 - наука, изучающая свойства природы;     5 - инструмент для переноса образцов веществ, разновесов;     6 - волокнистый материал, получаемый из древесины;    7 - частицы, из которых состоит молекула;    8 - прибор для измерения температуры;   9 - частицы, из которых состоит  вещество;     10 - знак заряда протона;      11 - изменения, происходящие в природе;   12 - видоизмененный атом. 
Если ответы верны, прочитаешь:    13 - воздушная оболочка Земли;    14 - как заряжен электрон. 

Лабиринт подготовила Курдакова Елизавета,  ученица 5 "Г" класса 


Работа Сибиряковой Анны, ученицы 5 "Г" класса



21 ноября 2012 года
Десять заповедей  решения физических задач  от В. И. Николаева     (МГУ им. М. В. Ломоносова, физический факультет)

1.    В основе методов решения физических задач – физические законы.
2.  Всякая физическая задача может быть решена только лишь в рамках некоторой выбранной абстрактной модели.
3.   Математика при решении физических задач играет роль инструмента исследования.
4.   Решение всякой физической задачи справедливо, строго говоря, в рамках выбранной системы отсчета.
5.   Критерием правильности решения физической задачи является, в конечном итоге, опыт.
6.  «Каждое слово должно иметь смысл», – гласит китайская мудрость.  Об этом стоит помнить, приступая к решению задачи по физике.
7.    В исходной системе уравнений каждое уравнение должно иметь свое название.
8.    Сначала – система уравнений, потом – решение.
9.     В физике сравнивают величины одинаковой размерности.
10.   Последний этап решения физической задачи – анализ полученного результата.
 Алгоритм решения задач на законы сохранения:
1.  Прочитав условие задачи, провести его словесный анализ, выделяя взаимодействующие  тела;
2.  Записать условие задачи (Дано:),  при необходимости - выполнить перевод величин в систему СИ;
3.  Определить  группу тел, образующих замкнутую систему;
4.  Сделать к задаче  чертеж, выбрать систему отсчета (тело отсчета);
5.  Записать для данной задачи  закон сохранения импульса (закон сохранения механической энергии) в векторной форме,  затем – в проекциях на выбранную координатную ось;
6.  Решить полученное уравнение в общем виде относительно неизвестной величины;
7.  Выполнить математические вычисления,  проверить размерность величин, оценить полученный результат.

Задача «Гулял жираф по Африке»

Дано:                          Перевода величин в систему  СИ  не делаем.               Решение:            t = 12 лет =105120 часов                    Время, в течение которого жираф ходит, имеем, зная,  v = 51 км/ч                                      что это – третья часть его жизни:  t = 36 лет / 3 = 12 лет.                                                                      Из  формулы: v =   выразим:  S = v × t;
S = ?                         Подставим числовые значения: S = 51 км/ч × 105120 ч = 5 361 120 км.
Ответ: Путь, пройденный жирафом за всю жизнь равен 5 361 120 км

8 класс
ПРОВЕРЬ СЕБЯ...

 ответь на вопросы по теме: «Способы теплообмена»
1.      Перенос энергии потоком жидкости называется - …
2.      При нагревании тела его внутренняя энергия  …
3.      Движение частиц, из которых состоят все окружающие нас тела, называют  …
4.       Внутренняя энергия тела  …  от его движения или положения тела  в пространстве.
5.       В металлах перенос энергии от одного участка к другому осуществляют …
6.       Низкую (плохую) теплопроводность имеют …
7.       В вакууме передача тепла осуществляется …
8.       Конвекция в твердых телах  …
9.        «Озимые» сеют осенью потому, что …

9 класс
Задания контроля знаний по теме
 «Законы Ньютона»          
Задание 1       Заполни пропуски в тексте:
Сила – причина изменения (1)… тела.
Под действием силы тело движется (2)…
Если при неизменной массе тела  увеличить силу в 2 раза, то ускорение (3)… в (4)… раз.
Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело, увеличить в 2 раза, то ускорение (5)… в (6)… раз.
Ускорение тела останется неизменным, если силу увеличить в 3 раза, а массу (7)… в (8)… раз.
При взаимодействии тел силы не уравновешиваются, потому что (9)… к разным (10)…
   
Задание 2                        Найди ошибку в формулах:
а) υ = υ0 + t                    б) S= t+a·t2

Задание 3                     Правильно ответь на вопрос:
Действие сил на тело скомпенсировано. Траектория движения тела:
А.  парабола;      Б.  окружность;   В. Прямая;      Г. эллипс.

7  класс
    Л А Б И Р И Н Т    «НОВЫЕ  СЛОВА»
В лабиринте записано 8 слов,  которые   встречались в теме «Введение».
Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Ф

И

Я

Е

Н

И

П

В

З

В

Л

Р

Е

Р

Е

И

К

А

О

Б

И

Щ

Е

С

Т

Т

А

М

О

В

Т

Е

Е

Р

И

Е

Л

О

Р

М

Е

Я

Т

Н

И

М

Я

Р

В


4 комментария:

  1. А можно я предложу задание для учеников 5 и 6 класса?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду рада такому сотрудничеству! Пожалуйста, присылайте задания для учеников 5 и 6 класса; уверена, что ученики лицея сумеют их выполнить!

      Удалить
  2. 9 класс
    1)скорости
    2)с ускорением
    3)увеличится
    4)в 2 раза
    5)увеличится
    6)в 8 раз
    7)увеличить
    8)в 3 раза
    9)они приложены
    10)телам
    Осокина Н.

    ОтветитьУдалить
  3. Настя, ты верно выполнила первое из предложенных заданий по теме "Законы Ньютона".

    ОтветитьУдалить