Методические материалы

 декабрь 2013.                               Программа элективного курса

"От архимедова винта до колайдера"

Пояснительная записка

Предлагаемый для учащихся 9 класса  элективный курс, на взгляд составителя,еще одна ступень в овладении базовым физическим образованием, так как направлен на расширение базовых знаний учащихся и дополнительную подготовку выпускников общей школы к выбору будущей профессии или дальнейшему обучению в классах с естественно-математическим уклоном.
Элективный курс рассчитан на 35 учебных часов, из них – 2 часа отводится на итоговую научно- практическую конференцию. Отличительной особенностью курса является его модульность, которая заключается в том, что в зависимости от предпочтений (выбора ими учебных заведений определенного направления) учащихся – слушателей курса,  учитель вместе со слушателями вправе выбрать для изучения в курсе те или иные  из предложенных, темы.
Цель курса – развитие мотивации к изучению технических устройств и приборов, созданных в  различных (перспективных) отраслях современного общества на основе законов физики.
Задачи курса:
*          сформировать у учащихся познавательный интерес к физике как науке, лежащей в основе действия приборов и технических устройств различного назначения;
*          расширить интерес к истории создания устройств и техники различного назначения, перспективам ее совершенствования;
*          расширить понимание значения физических законов для овладения профессиональными умениями в дальнейшем;
*          использовать информационные технологии с целью повышения мотивации к глубокому изучению физики как фундаментальной и прикладной науки;
*          подготовить к сознательному выбору профессии на базе общего среднего образования или к  обучению в 10-11 классах с естественно – математическим уклоном.

В программу курса включен учебно-познавательный материал, позволяющий проследить этапы развития технических устройств, используемых в различных областях жизни и деятельности человека, от их создания до перспектив на ближайшее десятилетие. Предлагаемый или подготовленный самими учащимися обширный историко– технический, иллюстрационный материал, а также проектная деятельность по темам курса, обеспечат соответствие компетентностной парадигме образования, призваны способствовать расширению универсальных учебных действий каждого учащегося.
Завершающий этап изучения элективного курса - итоговая научно-практическая конференция, на которой учащиеся или группы учащихся представляют защиту рефератов, проектов по темам, связанным с перспективными техническими устройствами, оборудованием в интересной им области или техническом направлении.
Предполагается, что при изучении  данного курса  основными станут диалектический (всеобщий) и  экспериментальный методы научного познания.
Эксперимент как метод познания позволит на основе наблюдений (непосредственных или интерактивных), выполняемых измерений (прямых или косвенных), изучить условия проведения и особенности физического эксперимента как основного метода, позволяющего конструировать и совершенствовать приборы и технические устройства различного назначения.  На отдельных уроках курса планируется  выполнение математической обработки результатов измерений количественного эксперимента с оценкой погрешности измерений.
Диалектический метод в курсе  позволит познакомиться с требованиями диалектической логики к организации процесса физического познания.Изучая исторические предпосылки появления того или иного технического устройства, современное состояние и закономерности его совершенствования, учащиеся смогут объективно, всесторонне рассмотрев проблему, понять  принципы развития физики как основы техники.
В процессе изучения курса предусматривается система  уроков с элементами конференций, деловых и сюжетных игр; планируется проведение  мини - исследований.

Содержание обучения:
 1.      Метрология - наука об измерениях. (3)
Что такое метрология. Роль в науке и производстве, история возникновения и развития. Основные понятия и термины метрологии: единица измерения, мера, измерительный прибор, результат измерения и т.д.
Измерительные приборы в жизни современного человека. Принципы создания  физических приборов. Эталоны. Правила, погрешности измерений конструируемых приборов. Необходимость знания величины погрешности прибора
 Источники погрешностей. Виды погрешностей. Погрешность отсчёта. Приборная погрешность, способы её оценки. Класс точности прибора. Правила калибровки шкалы. Правила эксплуатации прибора. Паспорт прибора. 
2.      Путешествие во времени. (3)
Над их изобретениями не властно время. Они были первыми… создателями  контрольно-измерительных приборов. Ученые – лауреаты Нобелевской премии в области физики. Ими гордится Россия. Почему физика – основа технических революций. Как появилось приборостроение.
 3.      Как контролировать движение на дорогах. (3)
Дороги бывают разные - автомобильные, железные, водные, канатные. Чем опасны  дороги. Физика о правилах  безопасного движения  на дорогах.  Кто придумал светофор. Радары и антирадары на дорогах.Приборы контроля движения в автомобилях. Тахографы.
 4.      Тепловые процессы и устройства, их контролирующие.(3)
Что такое тепловизоры, их место  в современном технологичном мире.Приборы контроля и автоматизация высокотемпературных процессов.
Криоэлектроника – перспективная  область современного приборостроения. Химические основы криогенных процессов, вещества, применяемые в приборах. Области применения, перспективы совершенствования приборов. 
5.      Электродинамика  - основа физических  приборов и устройств. (10)
Как создавались аккумуляторы и генераторы электрической энергии. Основные характеристики, конструктивные особенности.
 Потребление электрической энергии в современном мире. Традиционная и альтернативная энергетика, перспективы развития. 
 Характерные особенности технологии производства радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Пайка. Припои и флюсы.Резисторы. Классификация, основные параметры, маркировка.
Основные параметры конденсаторов. Соединение конденсаторов. Условные обозначения конденсаторов Характеристики конденсаторов различных типов. Классификация и основные  параметры катушек индуктивности. Перспективные направления  совершенствования.
Полупроводниковые приборы и их создатели. Условные обозначения, области применения, условия  эксплуатации полупроводниковых диодов. Классификация и обозначение транзисторов на схемах, области применения.
Коммутационные устройства вчера, сегодня, завтра.
Миниатюризация радиоэлектронной аппаратуры. Унифицированные функциональные модули и микромодули. Интегральные микросхемы. Различные типы схем, применяемых при производстве, ремонте и эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры.

Контроль, регулировка и испытания радиоэлектронной аппаратуры. Техника безопасности.
6.      Техническая связь и устройства, ее обеспечивающие. (3)
Как появилась техническая связь. Сравнительная характеристика средств связи по скорости передачи информации. Возрастание требований к средствам связи в современном  технологичном мире.
Радио,  телевизионная, телеграфная виды связи, их достоинства и  недостатки. История возникновения, современное состояние, перспективы развития.
Системы навигации вчера, сегодня, завтра (история создания, современное состояние и перспективы). Оборудование навигационной службы. Спутниковый мониторинг транспорта.
 7.                      «Медицинская» физика. (3)
 История возникновения, современное состояние и перспективы развития медико-физических аппаратов и технологий.Физиотерапия и приборы, ее проводящие.
Как диагностирует и лечит ультразвук. Эффект Доплера в медицине.
Ученые и изобретения, лежащие в основе радиоактивные излучения – основа многочисленных приборов диагностики  и лечения. Линейные ускорители в медицине.
 8.                      Приборы и оборудование ядерной физики.  (5)
Трековые приборы: история создания и перспективы развития.
Методы и приборы регистрации ионизирующих излучений. Радиометры. Чем спектрометр отличается от спектрографа?
Ускорительная техника сегодня, перспективы ее развития.
Как появились ядерные реакторы. Типы ядерных реакторов.  Реакторостроение – основа развития атомной энергетики.
Почему появился колайдер? История создания, устройство и принцип действия адронного колайдера.
 9.                      Физические приборы в военной технике. (9)
Из истории взрывчатых веществ. Энергия топлива. Использование достижений физики и химии в создании различных видов топлива для боевой техники.
Составление и решение задач военно-технического содержания на расчет количества теплоты, энергии топлива, закона сохранения и превращения энергии.
Двигатели в военной технике (двигатели внутреннего сгорания, дизельные, реактивные, атомные). Из истории изобретения, сравнительные характеристики двигателей различных видов боевой техники (автомобилей, танков, боевых машин пехоты, самолетов).
Перспективные направления развития военной техники. Составление и решение задач на расчет пути, скорости и времени движения боевой техники.
Закономерности плавания тел в жидкости -  в основе  расчета конструкций военных кораблей. Из истории морского флота (отечественного и зарубежного).
Надводные и подводные корабли вчера, сегодня, завтра. Физические основы плавания подводных лодок.
Создание электромагнитной защиты кораблей в годы  Великой Отечественной войны. Решение задач на применение формулы архимедовой силы.
Движение под действием силы тяжести. Что такое баллистика? Решение и составление задач на расчет траектории полета снаряда (дальности и высоты).
Страницы истории развития  военной авиации: увеличение скорости, маневренности полета, бронирование машин, появление новых видов авиационного оружия. Аэродинамическое обоснование управления движением самолетов и ракет в воздухе и в безвоздушном пространстве.

10.       Итоговая научно – практическая конференция по курсу. (1 – 2)


Таблица тематического распределения количества часов


Тема
Количество часов
Вариативная часть
1
Метрология - наука об измерениях.
3
3
3
2
Путешествие во времени.
3
3
3
3
Как контролировать движение на дорогах.
3
3
3
4
Тепловые процессы и устройства, их контролирующие.
3
3
3
5
Электродинамика  - основа физических  приборов и устройств.
10
10

6
Техническая связь и устройства, ее обеспечивающие.
3
3
3
7
«Медицинская» физика.
3
3
3
8
Приборы и оборудование ядерной физики. 
5
5
5
9
Физические приборы в военной технике.
10

10
10
Итоговая научно – практическая конференция по курсу.
1
1
2
Всего:
44
34
34

Список литературы

1.      Выговский Л. А., Меденцев А. А. Физика. Электродинамика. Элективный курс 7 – 9 кл. М., Просвещение, 2009
2.      Богданов К. Ю. Наука и техника для любознательных

3.      Денисова И. Э. Физика  в твоей будущей профессии. Элективный курс прикладного характера. (17 час.)

Первый урок физики в 7 классе 

Что изучает физика? Физические явления.


Цели урока: формирование основ  понятийного мышления, воспитание  учебной самостоятельности ученика-субъекта, заинтересованного в самореализации.

Сопровождение урока:  мультимедийная презентация

ХОД УРОКА:
Организационный момент. Приветствие, знакомство  с учениками.
Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя – введение в предмет.                                     
На  первом уроке  нового для вас школьного предмета  мы вместе должны получить   ответы на вопросы: что изучает  физика? Что это за наука?       Но прежде, я предлагаю вам  внимательно посмотреть, а затем попробовать  объяснить увиденное.
Видеофрагменты:  молния,   старт ракеты, работа двигателя внутреннего сгорания, …
Демонстрации:    кипение воды в  спичечном коробке;  погружение  в доверху наполненный водой стакан  достаточно большого количества, например, металлических скрепок;  поведение игрушки «неваляшка».
Объяснение учащимися  демонстраций учитель записывает, чтобы в конце учебного года вновь вернуться к этим ответам.
Учитель: Попробуйте подобрать  слово, которым    можно  назвать все, что окружает каждого из  нас – смена дня и ночи, выпадение осадков,  течение воды в реках,  движение животных  и полет  птиц, шелест листьев на  деревьях, творения рук человеческих?
-  Окружающий мир, природа, материя.
Учитель:  Принимаю все ответы.  Природа многолика,  на первый взгляд понятна и привычна. В ней происходит огромное число превращений, которые в физике называются явлениями.  Физика изучает мир, в котором мы живем, физические законы открывают перед нами правила, по которым  живет природа, тайны устройств машин и механизмов. Знания этих законов и умение решать задачи дадут вам возможность исследовать окружающий мир и объяснять то, что для вас раньше считалось необъяснимым. Какие вопросы для каждого ребенка главные?  Найти ответы на вопросы «Как?», «Почему?» каждому из вас поможет теоретическое и практическое изучение физики.         
Задание учащимся: Найти соответствие между названиями  явлений и  «картинкой»     слайд 2
Итак, физика – наука о природе. Но ведь природу, окружающий нас мир изучают и многие другие науки.  Назовите  эти науки. Приведите примеры, подтверждающие связь физики с этими науками.  Так чем же физика отличается от других наук, изучающих природу? (ответы учащихся) Физика -  это наука, соединяющая между собой многие отрасли знаний: астрономию, химию, биологию, социологию, географию, геологию и другие в мощное оружие познания . Отличие же физики от других наук состоит в  том, что на основании изучения простых явлений, которые называют  физическими, она позволяет формулировать общие закономерности природы.              Слайд 3.                                                                                                 
 Науки о природе зародились давно. Первыми пытались объяснить явления природы ученые Древнего Китая, Индии, Древней Греции. Самостоятельно поработав  с учебником,  назовите фамилии ученых, внесших вклад в развитие физики.                                             Слайд  4   
    Задание учащимся: найти соответствие между фамилией ученого и  его деятельностью, вкладом в развитие физики.                                           Слайд 4.                                                                                       
Физика – очень полезная наука. Правило рычага дает совет, как, не надорвавшись, поднимать тяжести, а закон Архимеда – как строить новые корабли. Законы Ньютона расскажут вам, как метко стрелять и запускать космические корабли, а законы термодинамики – конструировать холодильники и автомобильные двигатели. И конечно, без знания физики невозможно было бы создать все те технические и электронные устройства, без которых немыслима жизнь человека в XXI веке.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: Как человек получает новые знания по физике?  Приводя примеры физических явлений,  учащиеся подходят к  определению:  основными методами  получения новых знаний в физике являются экспериментальные и теоретические методы;  наблюдения и опыты (эксперименты), гипотезы и моделирование.   Формулируются различия  между активными и пассивными методами получения новых знаний.                                               Слайд 5
Обобщая изученное сегодня на первом уроке, сформулируйте ответ на вопрос: какова роль физики в жизни человечества?      Ответы учащихся.
Можно считать, что  именно физика в течение тысячелетий двигала  человечество по пути прогресса. Физика сделала нашу жизнь комфортной. Физика дала возможность узнать, как мы устроены сами, открыть причину многих заболеваний и найти методы их лечений. Большинство работ, удостоенных Нобелевской премии, было бы невозможно без участия физиков.
 Приступая к изучению физики, будьте готовы отвечать на простые и сложные вопросы, открывать для себя законы природы, исследовать, вычислять, проверять результат.
Рефлексия: На этом уроке вы услышали много новых слов, которые называют  физическими терминами. Предлагаю вам найти их в лабиринте:                                                                     слайд 6
Л А Б И Р И Н Т  «НОВЫЕ  СЛОВА»     (Работа учащихся парами или индивидуальная.)
В лабиринте записано 8 слов,  которые   встречались в теме. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Ф
И
Я
Е
Н
И
П
В
З
В
Л
Р
Е
Р
Е
И
К
А
О
Б
И
Щ
Е
С
Т
Т
А
М
О
В
Т
Е
Е
Р
И
Е
Л
О
Р
М
Е
Я
Т
Н
И
М
Я
Р
В
(Физика, явление, вещество, тело, прибор, термин, время, материя)
Домашнее задание: § 1 – 3, ответы на вопросы.
 Творческое задание: по желанию ученик может подготовить краткое сообщение об открытиях, изобретениях, жизни ученых  (8 – 10 предложений)



"КАК ЗАЖЕЧЬ  ОГНИ  НА ЕЛКЕ?"
 

СЦЕНАРИЙ УРОКА  ФИЗИКИ в 6 классе  

Технология урока – «Педагогическая мастерская»

Цели  урока- мастерской:
учебная  – формирование умения выдвинуть гипотезу и проверить ее, определив  в процессе исследования   те условия, при которых  работает экспериментальная электрическая цепь;
развивающая – совершенствование экспериментальных навыков учащихся, развитие логического мышления, способности анализировать, делать выводы;
воспитательная – укрепление мотивации каждого ребенка к учению, выработка умения работать в группе, услышать и принять    мнение товарища.
Формы работы на уроке:
 индивидуальная -  на этапе «индукция»;
 групповая - обсуждение гипотезы, результатов исследования;
дискуссия -  обмен мнениями по результатам исследования.
Оборудование урока:
Ø Мультимедийное  обрудование  -  презентация к уроку;
Ø Лабораторное оборудование для выполнения исследований: источники тока, ключ, лампы, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Ø Елочная гирлянда,  оформленная в виде новогодней елки на  развороте школьной доски.
Ход урока:
Оргмомент.  Приветствие.
Индуктор -  Вступительное слово учителя:  Ребята! Завершено изучение темы «Электрические явления»,  и  сегодня  нам предстоит не просто проверить,  что  знаем, но и применить  полученные  знания  и умения в практической работе. 
Начнем урок  с индивидуальной работы. (5 минут)
Известный вам  Физикон   составил  предложения, в которых пропущены слова (часть фразы)  и которые   поочередно будут  появляться на  экране.  Вы   завершаете фразу, вставляя пропущенные слова. Правильные ответы учащихся  фиксируются отметкой  * в листах  контроля.  По предложению  Физикона   эта  работа:   
Про вещество, атомы и … (первая часть)     слайд 2
Мы с вами живем в материальном мире, существующем  в форме вещества и поля.
Любое вещество вокруг нас состоит из мельчайших частиц - …молекул и атомов
Атом – невидимая без микроскопа, но сложная по строению частица. Он состоит из …протонов, электронов и нейтронов
Ядро атома притягивает электроны, заставляя их двигаться …по окружности…
Если электрон оторвался от атома, его называют …свободным…,  он может двигаться между узлами  кристаллической решетки металла.
Движение частиц внутри  вещества может быть …беспорядочным и направленным
В металлической проволоке, лежащей на столе, свободные электроны движутся …беспорядочно…, их скорость зависит от …температуры… тела.
Если же этот проводник  соединить клеммами с батарейкой, движение частиц станет …направленным…, то есть по проводнику потечет … электрический ток.
Электрическим током называют … упорядоченное движение заряженных частиц…
Вещества, которые проводят электрический ток, называют…проводниками…, к ним относятся… металлы, растворы  солей (вода), земля, тело человека.
Вещества, которые не проводят электрический ток - … диэлектрики (изоляторы)    Это - … фарфор, резина, эбонит, дерево, пластмасса.
 … электрический ток (вторая часть)        слайд 3
Современный человек – активный потребитель электрической энергии. Невозможно  сегодня представить нашу жизнь без освещения и электротранспорта, без телевидения  и  холодильников,  компьютера и школьного звонка. Мы живем в мире электрических цепей. Чтобы такая цепь была рабочей, то есть по ней тек ток, нужно выполнить следующие требования:
в электрической цепи должен быть источник тока…
… элементы цепи должны быть соединены друг с другом…
… в цепи должен быть ключ для замыкания(размыкания цепи.
Электрические приборы – потребители энергии можно включать в цепи …последовательно  и  параллельно.
Если при последовательном соединении одна из ламп перегорит, то цепь …разорвется… и другие лампы … работать не будут.
При параллельном соединении ламп ток … не будет течь … в одной ветви, остальные ветви цепи … останутся  рабочими.
При работе с электрическим оборудованием нужно  соблюдать правила техники безопасности!
Примечание! После  завершения работы с текстом для учащихся проводится инструктаж по ТБ при работе с электрооборудованием.      Слайд  4

Физикон  предлагает  выполнить еще одно индивидуальное задание для проверки  знаний.
Индивидуальная работа  по теме: Приборы, без которых… не измерить!   ( 5 минут)
На экране – рисунки электроизмерительных приборов. Каждый ученик в своем контрольном листе дает ответы на предложенные вопросы. Слайд 5
Динамическая пауза.   (2 – 3 минуты)
Под звуки негромкой музыки учащиеся рассаживаются по группам, готовясь к работе в группах «мастерской».
Разрыв:  Ребята! Приближается  Новый Год. Уже сегодня многие из вас начали готовить карнавальные костюмы. Взрослые заняты подготовкой подарков, а в каждом доме будет нарядная красавица – новогодняя  елка, а на ней  гирлянда с множеством разноцветных огней. Вы хорошо работали на уроках  физики, и я решила сделать вам подарок: зажечь сегодня для вас новогоднюю елку! Вот она у нас какая, и гирлянда - самое главное ее украшение! Давайте хором: Раз! Два! Три! Елочка -  гори!  (огоньки на елке не зажглись!)
Ребята!  Как жаль, что огни не зажглись на елке, что может этому быть причиной?
Ожидаемые ответы учащихся: перегорела лампочка, не работает источник, не правильно соединили лампы в цепь.
Как зажечь огни на елке? –
Нужно вам ответ найти:
В группах обсудить заданья,
Под елку знанья принести! 
Кульминация:  Ребята! Сейчас вашим группам предстоит найти ответы на вопросы, ведь наш друг Физикон считает, что именно так мы сможем зажечь огни на нашей елке.                                                              Слайд 6
Капитаны групп получают листы отчета и лабораторное оборудование для  проверки своих гипотез и сборки электрических цепей.
Группа 1:   «Вы решили сами  смастерить елочную гирлянду.  Попробуйте  собрать ее аналог – электрическую цепь.»
Группа 2:  «Вы знаете, что в елочной гирлянде перегорела одна из лампочек. Найдите перегоревшую лампочку в собранной вами электрической цепи.»
Группа 3: «Вы собрали елочную гирлянду, но лампочки не горят. Как   заставить лампочки светиться, если у вас оказался еще один источник тока?»
Группа 4: «Вы решили поставить рекорд - собрать гирлянду из максимально возможного числа  лампочек. Реализуйте  задумку на уроке, соединив лампы различными способами.»
Учащиеся в группах выполняют задание,  заполняя листы  отчета.     (10 минут)
Дискуссия – обсуждение результатов с демонстрацией собранных рабочих электрических цепей.   Предоставление отчетов групп. (15 минут)
Рефлексия: Итак, мы собрали с вами электрические цепи,  проверили их работу. Физикон доволен вашей работой. Давайте еще раз попробуем зажечь нашу елочку! Давайте  еще раз хором: раз! Два! Три! Елочка гори!  (Огни на елке зажглись.)
Таким образом, сегодня на уроке мы сумели определить  «проблемы» елочной гирлянды и практическими действиями сумели  найти их решение.  За практическую часть урока все группы получили оценку «отлично!»
Ваши индивидуальные листы отчета будут проверены  после урока, оценки за индивидуальную работу обсудим  на следующем уроке.
Физикон  предлагает  (выполняется по желанию) творческое задание на дом:
Вы готовы  встретить Новый  Год  вместе с родителями, но за два часа до его наступления в доме погас свет. Найдите выход из этой ситуации.


"КАК   ЗАСТАВИТЬ   ТЕЛО  ПЛАВАТЬ?"

 «Наставник должен только помогать воспитаннику
с трудностями постижения того или иного материала:
 не учить, а только помогать учиться».
 К.Д.Ушинский
СЦЕНАРИЙ

урока физики в 5 классе по теме «Плавание тел.»

Технология урока – «Педагогическая мастерская»
Цель мастерской:
учебная  – в процессе исследования  определить условия, при которых  положение  тел в жидкости изменяется;
развивающая – совершенствование экспериментальных навыков учащихся, развитие логического мышления, способности анализировать, делать выводы;
воспитательная – выработка позитивного отношения к  учебному процессу, умения работать в группе, услышать и принять    мнение товарища.
Формы работы в мастерской:
- индивидуальная, анализ собственного жизненного  опыта;
- групповое  обсуждение гипотезы, результатов исследования;
-дискуссия, обмен мнениями по результатам практической работы.
Оборудование урока:
Ø  Мультимедийное  обрудование ,  презентация к уроку,   мультимедиа CD-ROM «1 С: образовательная коллекция. Естествознание. 5 класс»;
Ø  Лабораторное оборудование – кристаллизатор с водой, стаканы с пресной водой, соленой водой, растительным маслом, глицерином, деревянный цилиндр,  2 одинаковых кусочка пластилина, 2 куриных  яйца,  кусок льда,  цилиндры алюминиевый, деревянный, пластмассовый, учебные весы.

Ход урока:
Оргмомент. Приветствие.
Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с необычной силой, действующей на тела в газах и жидкостях. Вспомните, как называется эта сила, каковы ее особенности?     Ответы учащихся.
Сегодня мы начнем урок с игры.  Я показываю вам  различные  физические тела, а вы, отвечая на вопрос, представленный на экране, поднимаете вверх «маячки» - облачко или якорек.                    Слайд 1
Учитель  поочередно показывает физические тела:  деревянный цилиндр, кусочек пластилина, куриное яйцо,  кусок льда. Учащиеся поднимают «маячки» - облачко или якорек, после чего  каждый    предмет попадает в прозрачную емкость с  водой, стоящую на столе, подтверждая (или опровергая) ответы учащихся.
Учащимся  предлагается сформулировать на основе увиденного вывод, записать его в  своих тетрадях.   Ожидаемая формулировка вывода: «Различные тела, находясь в  жидкости, занимают в ней разные положения. Одни  тела  тонут, вторые – находятся на поверхности, третьи – могут плавать в воде.»
Учитель:   Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы: Можно ли изменить положение тела в жидкости? Что нужно сделать, чтобы  изменить положение тела в жидкости?
Ожидаемые ответы: Да, для этого нужно 
Учитель: Подтвердить высказанные вами  суждения мы сможем  только  опытным путем. Но в  практической деятельности вам  не обойтись без измерительных приборов. Поэтому перед началом  исследовательской работы в группах, предлагаю кроссворд, разгадав который, каждый из вас  прочитает  фамилию ученого.   (3  минуты)

Кроссворд «Измерительные  приборы».

1.Чтоб измерена была книга, дом, скамейка,
1
Л

И

Н

Е

Й

К

А



2
М

Е

Н

З

У

Р

К

А


Х


3
Ш

Т

А

Т

И

В


4
А

Р

Е

О

М

Е

Т

Р


5
В

Е

С

Ы


6
С

Е

К

У

Н

Д

О

М

Е

Р
Обязательно нужна будет  нам …
2. Узкий  взяли мы  стакан, нанесли деления,
Называется прибор  … без сомнения!
3. Зажимаем тело в лапке,
закрепим, не тратя сил,
На любой лабораторной  мы используем …
4. Прибор для измерения плотности жидкости -
5. Две сестры качались, правды добивались,
                                                                    А когда добились, то остановились…
                                              6. На уроках делу – время от звонка до перемен,
Чтоб его нам зря не тратить,смотрим на …

Учитель,  комментируя разгаданный кроссворд, может рассказать учащимся легенду о том, как Архимед решил задачу царя Гиерона.
Учитель:  Ребята, я подготовила схему нашей  дальнейшей деятельности на уроке, но в папке перепутались листочки. Помогите  правильно расположить их на доске, вспомнив основные этапы исследовательской деятельности на наших уроках!  Ученики, первыми поднявшие руки для ответа, выходят к доске, складывая  схему:  
                     
Основные этапы  поисковой деятельности учащихся

  
 Учитель:  Ребята! Какими сейчас должны быть  ваши практические действия?
Ожидаемые ответы учащихся:   
Ø нужно высказать гипотезу, а потом ее проверить экспериментально;
Ø нужно лабораторное оборудование для опытов;
Ø нужно  выбрать исследуемое тело. 

Практическая работа

Учащимся предлагается лист - таблица, которая  заполняется в процессе работы и  дискуссии в группе. На выполнение практического исследования отводится  10-15  минут.
«КАК  ЗАСТАВИТЬ  ТЕЛО  ПЛАВАТЬ?»
Группа____Ф.И. ___________________________________________
Гипотеза
Какое нужно оборудование:
Практические действия:
Наблюдаемые изменения в положении тела:
Вывод:





Каждая группа  учащихся, записывая  свою  гипотезу,  выбирает из представленного перечня лабораторное оборудование для практической работы самостоятельно или получает заранее подготовленные комплекты от учителя. В результате дискуссии формулируется вывод по выполненному исследованию.
Примеры:
Группа 1: Тело изменит свое положение в воде, если в воду добавить соль.
Оборудование: стакан с водой пресной, стакан с водой соленой, два куриных яйца.
Группа 2: Чтобы изменилось положение тела в воде, нужно изменить форму тела.
Оборудование: Два кусочка пластилина  одинаковой массы, два стакана с водой, учебные весы.
Группа 3: Если поместить тело в другую жидкость,  его положение в жидкости изменится.
Оборудование:  стакан с водой и стакан с глицерином (предполагается, что на предыдущем уроке данное вещество учитель использовал для демонстрации действия выталкивающей силы), два одинаковых пластмассовых шарика.
Затем каждая группа  учащихся у доски (3 минуты) представляет результаты своей работы, делает комментарии,  фиксирует  заполненный лист  с выводом  на доске. Учащиеся – представители других групп могут задавать вопросы, давать оценку работе группы.
Подводя итоги урока, показываю  фрагмент  учебного диска по теме «Архимедова сила».  Затем  предлагаю каждому ученику ответить на вопрос: «Где мне пригодятся  полученные на этом уроке знания?»  Ответы на вопрос дети могут  записать на  облачках, которые на следующем уроке после зачитывания и обсуждения, раздаются каждому ученику.
Оценки за урок с  комментариями по   работе ученика в  группе, на уроке, выставляются в классном журнале, могут быть выставлены на  облачках.
Примеры  ответов на «облачках»:
1. Когда я училась плавать,  мама  надевала на меня оранжевый спасательный жилет и нарукавники, и я всегда находилась на поверхности воды, не тонула.         Вильямсон Лиза.
2. Когда мне не хотелось, чтобы мой бумажный кораблик тонул в ванне, я  обмазывал его маслом. Правда, на воде потом оставались пятна.           Жданкович Ваня
3. Про яйцо, которое тонет в обычной воде и плавает в соленой, я узнал давно в «Спокойной ночи, малыши». Чтобы не утонуть, надо купаться в море, там вода соленая!      Камеко Коля
Домашнее задание (творческое,  выполняется по желанию учащихся)
Подготовить мини-сообщения (8-10 предложений) по темам:
«Почему рыбы плавают?», «Как устроена подводная лодка?» «Что такое дирижабль?»

8 комментариев:

  1. Урок очень понравился. Желаю Вам, Любовь Ивановна успехов и побед! с уважением, Гроздева.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень понравился необычный формат урока. Такие уроки в лицее проходят в 5 классе?
    Тогда ваши ученики должны физику знать хорошо.
    Кононенко Н.В.

    ОтветитьУдалить
  3. Приятно иметь дело с творческим человеком. Желаю успехов, новых открытий! С уважением, Дзекун Лилия Федоровна.

    ОтветитьУдалить
  4. С интересом ознакомилась с материалом урока. У меня тоже есть 5 класс. Есть находки над которыми буду думать и дорабатывать. Спасибо. Дальнейших творческих успехов.
    С уважением Клименко Л.И.

    ОтветитьУдалить
  5. Интересная и необычная форма урока! Спасибо за находку! Удачи Вам!
    С уважением, Аксенова Н. П.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за интересную разработку первого урока физики в 7 классе! Курдюмова Е.А.

    ОтветитьУдалить
  7. Ученикам гимназии повезло с учителем, нашим бы детям такие уроки!!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Классно этот урок был очень опознавательным

    ОтветитьУдалить