Дистанционное обучение

Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия,  при которых                                                                                              они могут сами учиться.                                                                                            Альберт Эйнштейн

22 января 2021 года

Опорный конспект по теме «Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества»

Учебник: В. А. Касьянов Физика, 11 класс, профильный уровень, § 72-73

Опорная схема для самостоятельного (поэтапного) освоения темы

Курсивом выделены обязательные для выполнения задания и методические пояснения по некоторым вопросам

*-дополнительное задание, решение о выполнении которого принимает сам ученик.

 

Ранее изученная

тема

Новая тема

(вопросы,  материал)

Задание для учащихся

Вид деятельности учащихся

Урок 1 «Тепловое излучение. Квантовая теория Планка. Фотон»

Актуализация знаний по теме

Физика, 8 кл,

тема «Тепловые явления»

 

Повторить основные определения, понятия, термины, базовые по теме:

1.Тепловые явления–

2.Температура–

3.Внутренняя энергия тела–

4.Назовите ед. измерения величин п.2,3-

5.Тепловое (термодинамическое) равновесие–

По желанию:

–повторить базовые термины устно;

–записать определения в тетрадь;

–составить опору по терминам.

Физика, 10 кл, тема «Темпера-тура»

 

Смысловое чтение текста

(вопрос 1)

 

1.         Тепловое излучение

 

Учебник, § 72, стр.297-298

Прочитать и провести анализ текста, акцентировать внимание на понятиях: «тепловое излучение», «абсолютно черное тело».

Освоить понятие «спектральная плотность энергетической светимости» и ед. измерения этой физ. величины.

*Кто и когда ввёл это понятие в физику?

Записать в тетради определения по теме:

Тепловое излучение–

Абсолютно чёрное тело–

Сформулировать свой ответ на вопрос: почему, глядя днём в открытые окна недалеко стоящего дома, внутри видим темноту?

Сформулировать определение (и записать его):

«Ультрафиолетовая катастрофа»–это _________

Актуализация

знаний

Физика, 7 кл, тема «Строение вещества»

 

В физике существуют определение макроскопического и микроскопического мира. На уровне какого из мате–риальных «миров» до сих пор рассматривались и формулировались основные законы физики?

 

Квантовая механикатеория в физике, в которой учтены особые свойства и закономерности микромира. В ней описаны способы движения и условия состояния элементарных частиц в микромире.

В основе теории лежат понятия: дуализм свойств частиц, вещества и поля, дискретность энергии, ядро атома и его свойства, элементарная частица.

Появление теории позволило сформировать современные представления о строении вещества.

 Квантовая физика, наиболее полно объясняя множество физических явлений, доказала, что ряд представлений классической физики работают только для макроскопических тел. Квантовая, полностью не отрицая закономерностей классической физики, несколько ограничивает область ее применения.

Освоение новой темы

(вопрос 2)

 

2.    Квантовая гипотеза Планка

Учебник, § 72, стр.299

Работая с текстом, обратите внимание на механизм теплового излучения и его следствие.

Вспомните классификацию физических теорий.

Запишите определение термина «квант» и формулу Планка, величину и обозначение физической константы в этой формуле.

О каких границах применимости квантовой теории вы узнали?

Освоение новой темы

(вопрос 3)

 

3.    Законы теплового излучения

Учебник, § 72, стр.299-300

Анализируя изученный фрагмент текста параграфа, сформулируйте основные законы теплового излучения.

Запишите в тетради законы теплового излучения: закон смещения Вина и закон Стефана–Больцмана.

Не забывайте! Кроме текстовой формулировки и математической записи законов указывайте постоян–ные, их буквенное обозначение и числовое значение.

Освоение новой темы

(вопрос 4)

 

4.    Фотон

Учебник, § 72, стр.301

Первичное освоение материала: определение, характеристики, формулы

Запишите в тетради основные определения, характеристики, формулы для нового понятия «фотон»

Рефлексия

В качестве первичного закрепления нового материала ответить на вопросы к параграфу, стр. 302

Урок 2 «Фотоэффект»

Освоение новой темы

(вопрос 1)

 

1.    Опыты Столетова

Учебник, § 73, стр.302-303

Изучая материал по данному вопросу, обратите внимание на тех, кто причастен к открытию, исследованию и объяснению явления фотоэффекта.

Опираясь на схему установки, отметьте основные ее элементы в опытах А. Г. Столетова.

Присваивая новый учебный материл, запишите основные определения в тетради: фотоэффект, фотоэлектроны, фототок, ток насыщения.

Освоение новой темы

(вопрос 2)

 

2.    Законы фотоэффекта

Учебник, § 73, стр.303-304

Видеофрагмент для просмотра:

https://youtu.be/uEPMmCjWKqo

Смысловой анализ текста по данному вопросу, формирование ответа на вопрос о способности (неспособности) теории (волновой, квантовой) объяснить законы фотоэффекта.

Конспектируя формулировку законов фотоэффекта, составьте собственные комментарии.

*Представьте графически зависимости одних величин от других

Освоение новой темы

(вопрос 3)

9 класс

тема

«Длина волны»

3.    Работа выхода и красная граница

Учебник, § 73, стр.304-305

Анализируя прочитанный текст, усвойте новые для себя термины «работа выхода», «красная граница».

Вспомните, как связаны дина волны и частота колебаний источника!

Обратите внимание на единицы измерения физ. величин, применяемые в квантовой физике.

! Учитывая данные табл.12, назовите по два металла, для которых:

-фотоэффект как процесс, наименее энергозатратен?

-фотоэффект как процесс, наиболее энергозатратен?

Запишите в тетради определения терминов:

Работа выхода–

Красная граница фотоэффекта

?* Если граничным условием процесса является min частота световой волны, какая длина волны определит условия

фотоэффекта для данного вещества?

?* Почему в квантовой физике предпочитают использование внесистемных единиц измерения?

Освоение новой темы

(вопрос 4)

 

4.    Квантовая теория. Уравнение Эйнштейна

Учебник, § 73, стр.304-305

Какой закон классической физики позволил объяснить законы фотоэффекта?

Систематизируя знания, еще раз сформулируйте основные положения квантовой теории.

Запишите в тетради закон сохранения энергииуравнение Эйнштейна для фотоэффекта: текст и формулу

*Подумайте: какие вариации формулы возможны, если «свернуть» или «развернуть» некоторые её символы.

Рефлексия

 

Индивидуальная работа с ШАБЛОНом опорного конспекта по самостоятельно изученной теме.

Домашнее задание

 

Касьянов, § 73, стр.302-306, вопросы, упр. на стр. 306.

Выполнить (индивидуально) задачи, решение которых доступно после самостоятельного освоения темы.

Урок 3 Решение задач по теме «Фотоэффект»

Комментарий учителя

Данный урок будет проведен в очном формате освоения курса.

Планируется отработка решения расчетных задач и работа с заданиями по теме в формате ЕГЭ.


31 марта 2020 года
Творческое индивидуальное задание ко Дню космонавтики
(для участников объединения "Физика: от познания к деятельности" Малой академии - учащихся лицея).

На главной странице блога размещен фоторепортаж!
Предлагаю просмотреть слайды авторской презентации - фоторепортажа из Мемориального музея космонавтики, расположенного в стилобате  монумента покорителям космоса на ВДНХ. Снимки сделаны мной 3 марта 2020 года во время посещения этого музея.
Вы можете выбрать тот (или те слайды), которые вам понравились. Опираясь на информацию, представленную на слайде,  выполните творческую работу, мини-исследование, посвященное событию или дате освоения космоса.

Выполненную работу для проверки и рецензирования можно отправить мне по электронной почте или по телефону, номер которого вам известен.



23 марта 2020 года
                                Восьмиклассникам, обучающимся в объединении                                       "Физика: от познания к деятельности"

В связи с временным переходом на дистанционное обучение предлагаю, вспомнив материал школьного курса физики по теме "Давление", выполнить нестандартное домашнее задание.


«Тропами альпинистов, покоряющих Эверест»

Пояснительная записка

«На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает» -

 даже первокласснику известно, что речь в этой загадке идет о барометре – приборе для измерения атмосферного давления.

Теоретическое освоение темы «Атмосферное давление», имеющей метапредметную значимость, осуществляется в курсе физики седьмого класса, для изучения темы отводится один учебный час [1]. При этом знания и умения, приобретенные школьниками на уроках по теме «Атмосферное давление» имеют ежедневную практическую значимость, так как они могут и должны быть использованы  для обеспечения безопасности здоровья и самой жизни человека, в зависимости от конкретной образовательной или жизненной ситуации.

Практическую тренировку по расчетам (или оценке) величины атмосферного давления считаю  важной для учащихся, этим обусловлен выбор формата домашнего задания – применение школьных знаний в нестандартной ситуации, во время  мысленного  (моделируемого) альпинистского восхождения на Эверест.


Физика, 7 класс. Тема «Атмосферное давление. Атмосферное давление на различных высотах»
После первичного закрепления на уроке нового материала
домашнее задание может быть предложено учащимся
Стандартное: § 45, 46, вопросы, упр. 22
Нестандартное:  «Тропами альпинистов, покоряющих Эверест»
При выборе нестандартного домашнего задания  можно выделить два этапа работы над ним:
Этап выполнения задания
Деятельность учащегося
Время выполнения
Подготови-тельный
Вместо выполнения обязательной  части домашнего задания:
Чтение текста
«Знаешь ли ты, как был покорен Эверест?»

До 5 минут:
- чтение и осмысление текста;
- принятие решения о дополнительном знакомстве с информацией по теме из предложенного источника и иных текстовых, интернет-источников.
Основной:
Выполнение нестандартного домашнего задания
Выполнение трех (четырех) заданий, оформление отчета  в рабочей тетради по физике
Индивидуально,
20 – 25 минут

Знаешь ли ты, как был покорен Эверест?
Если не знаешь, прочитай текст:
Высочайшие вершины планеты Земля во все времена манили путешественников и ученых, которые ко всему прочему должны были быть неплохими альпинистами. Первые научные экспедиции в горные районы северной Индии открыли взорам исследователей природные чудеса Гималаев: заоблачную высоту горных вершин, потрясающей красоты долины и огромные ледники.  Таким предстает высочайшая точка планеты, которую называют: Джомолунгма (Тибет, Китай), Сагарматха (Непал), Эверест (Международное, официальное название), взорам смельчаков. (фото 1)
                                                                


                                                Фото 1  Величавый Эверест
Ни одно путешествие – восхождение к вершинам гор  невозможно без точной и подробной маршрутной карты.  Эти вопросы активно решались британскими картографами в Гималаях еще в XIX веке. Они, кроме нанесения на карту Индии основных географических объектов, измерили высоты трех восьмитысячников Земли: Эвереста, К2 и Канченджанги. [2]
В XIX веке с помощью теодолита – основного геодезического инструмента тех времен, были рассчитаны триангуляционные точки, зафиксированные на высочайших горных вершинах Гималаев, что позволило выполнять новые измерения для расчета кривизны поверхности Земли. [2]
Реализация этого грандиозного для XIX века геодезического проекта, длившегося почти 60 лет, во многом заслуга Джорджа Эвереста. Под его руководством были проведены географические исследования северных районов Индии,  начато измерение высот. А в 1852 году геодезисты Радханатх Шикдар и Майкл Хеннесси сообщили миру: "Мы нашли самую высокую гору в мире!", но официальная информация об этом географическом открытии появилась спустя три года, в 1855 году.  Отдавая дань вкладу капитана Эвереста в освоение доселе неизведанных мест, называют его именем  сегодня одну из вершин Гималаев.
Множество смельчаков  пытались взойти на эту вершину, существующую на Земле почти 60 миллионов лет. [4] Официально признан факт, что в мае 1953 года первыми покорителями вершины стали Тенцинг Норгей (Непал) и Эдмунд Хиллари (Новая Зеландия), прошедшие по пути швейцарских альпинистов. Известно, что при восхождении альпинисты использовали кислородные баллоны, а экспедицию обслуживали 30 шерпов. (фото 2)

                     Фото 2 Тенцинг Норгей – первый покоритель Эвереста (1953 г.)

Подробно: Статья «Самые загадочные истории восхождения на Эверест https://4sport.ua/articles?id=13107
О том, что величина атмосферного давления изменяется по высоте (относительно уровня мирового океана) известно (см. учебник § 46).
На какую величину изменяется  давление атмосферного воздуха – запомни, необходимо для выполнения домашнего задания!   
Исходные данные: Прими для расчетов величину нормального атмосферного давления, равной 101300 Па (760 мм рт. ст.)
Но от величины этого давления зависит самочувствие и работоспособность человека, особенно, совершающего высокогорное восхождение.

Представь, что ты вместе с друзьями прибыл к подножью величавого Эвереста и ваша группа готова к движению по маршруту альпинистов!
Задание 1
Атмосферное давление на вершине
Измерения высоты Эвереста дают величину 8848 м над уровнем моря. Какое по величине атмосферное давление можно измерить на вершине? Рассчитай эту величину:
ü в мм рт. ст.
ü в единицах СИ
Задание 2
Какое оно, давление в базовом лагере?
Базовый лагерь альпинистов, в котором ваша группа сможет пройти акклиматизацию в течение двух – трех месяцев, расположен на высоте 5334 м над уровнем моря [5]
Ø    2.1. Какова величина атмосферного давления на этой высоте? Выполни расчеты.
Ø    2.2. Почему альпинистам необходимо длительное нахождение в лагере перед подъемом к вершине?
*Если затрудняешься с ответом на этот вопрос, посмотри видеофрагмент:
Задание 3
Контролируя давление…
Начиная восхождение к вершине, один из участников вашей группы решил записывать значения атмосферного давления ежедневно. Для этого он решил взять с собой барометр-анероид. (фото 3)
Ø    Глядя на изображение прибора,  запиши в тетрадь основные элементы его конструкции:    1 –        2 -            3 –           4 -            5 –      6 -        7 -  
Ø    Будет ли изменяться форма и размеры гофрированной коробочки барометра по мере приближения группы к вершине? Если будет, то как? Почему?
                                                   Фото 3. Барометр - анероид

*Задание 4 (выполняется по желанию)
О средней скорости подъёма на Эверест, атмосферном давлении и температуре
Источник [4] сообщает, что восхождение на вершину Эвереста (8848 м) из базового лагеря (5334 м) длится в среднем 7 дней. Какова средняя ежесуточная высота  «подъема» альпинистов над уровнем моря?
Составьте самостоятельно таблицу для внесения в нее рассчитанных значений атмосферного давления для каждого дня мысленного восхождения группы.

Информация к сведению начинающих альпинистов: [4]
Температура воздуха на вершине Эвереста может опускаться до – 600С
Во время восхождения ежесуточно альпинисты находятся в движении от 6 до 10 часов.
Сохраняя те же временные характеристики, что и при подъеме, альпинисты обычно возвращаются в базовый лагерь за 5 дней.

       
                                                  Список литературы
1.  Перышкин А.В. Физика, 7 класс, М., Дрофа, 2016, 224 с.
2.  Как был обнаружен Эверест https://4sport.ua/articles.php?id=12962
3.  Самые загадочные истории восхождения на Эверест https://4sport.ua/articles?id=13107
4.  Факты об Эвересте: http://www.everestian.com/gora-everest-ru.html
5.  Эверест: сравнение маршрутов восхождения  https://4sport.ua/articles?id=29116
6.  Барометр-анероид: https://ds04.infourok.ru/img9.jpg

1 комментарий:

  1. Ребятки, жду от вас обратной связи! Отправляйте выполненное задание по электронной почте.

    ОтветитьУдалить