Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться. Альберт Эйнштейн
22 января 2021 года
Опорный конспект по теме «Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества»
Учебник: В. А. Касьянов Физика, 11 класс,
профильный уровень, § 72-73
Опорная схема для
самостоятельного (поэтапного) освоения темы
Курсивом
выделены
обязательные для выполнения задания и методические пояснения по некоторым
вопросам
*-дополнительное
задание, решение о выполнении которого принимает сам ученик.
Ранее изученная
тема
Новая тема
(вопросы, материал)
Задание для учащихся
Вид деятельности учащихся
Урок 1
«Тепловое излучение. Квантовая теория Планка. Фотон»
Актуализация знаний по теме
Физика, 8 кл,
тема «Тепловые явления»
Повторить основные определения, понятия,
термины, базовые по теме:
1.Тепловые явления–
2.Температура–
3.Внутренняя энергия тела–
4.Назовите ед. измерения величин п.2,3-
5.Тепловое (термодинамическое)
равновесие–
По желанию:
–повторить
базовые термины устно;
–записать
определения в тетрадь;
–составить
опору по терминам.
Физика,
10 кл, тема «Темпера-тура»
Смысловое чтение текста
(вопрос 1)
1.
Тепловое излучение
Учебник,
§ 72, стр.297-298
Прочитать и провести анализ текста,
акцентировать внимание на понятиях: «тепловое излучение», «абсолютно черное
тело».
Освоить понятие «спектральная
плотность энергетической светимости» и ед. измерения этой физ. величины.
*Кто и когда ввёл это понятие в физику?
Записать в тетради определения по теме:
Тепловое
излучение–
Абсолютно
чёрное тело–
Сформулировать свой ответ на
вопрос: почему, глядя днём в открытые окна недалеко стоящего дома, внутри
видим темноту?
Сформулировать
определение
(и записать его):
«Ультрафиолетовая
катастрофа»–это _________
Актуализация
знаний
Физика, 7 кл, тема «Строение вещества»
В физике существуют определение
макроскопического и микроскопического мира. На уровне какого из мате–риальных
«миров» до сих пор рассматривались и формулировались основные законы физики?
Квантовая
механика–теория в физике, в которой учтены особые свойства
и закономерности микромира. В ней описаны способы движения и условия состояния
элементарных частиц в микромире.
В основе теории лежат понятия: дуализм
свойств частиц, вещества и поля, дискретность энергии, ядро атома и его
свойства, элементарная частица.
Появление теории
позволило сформировать современные представления о строении вещества.
Квантовая физика, наиболее полно объясняя множество
физических явлений, доказала, что ряд представлений классической физики работают
только для макроскопических тел. Квантовая, полностью не отрицая закономерностей
классической физики, несколько ограничивает область ее применения.
Освоение новой темы
(вопрос 2)
2.
Квантовая
гипотеза Планка
Учебник, § 72,
стр.299
Работая с текстом, обратите внимание на
механизм теплового излучения и его
следствие.
Вспомните классификацию физических
теорий.
Запишите определение термина «квант» и
формулу Планка, величину и обозначение физической константы в этой формуле.
О каких границах применимости
квантовой теории вы узнали?
Освоение новой темы
(вопрос 3)
3.
Законы
теплового излучения
Учебник, § 72,
стр.299-300
Анализируя изученный
фрагмент текста параграфа, сформулируйте основные законы теплового излучения.
Запишите в тетради законы теплового
излучения: закон смещения Вина и закон Стефана–Больцмана.
Не забывайте! Кроме текстовой
формулировки и математической записи законов указывайте постоян–ные, их буквенное
обозначение и числовое значение.
Освоение новой темы
(вопрос 4)
4.
Фотон
Учебник,
§ 72, стр.301
Первичное освоение материала: определение,
характеристики, формулы
Запишите в тетради основные определения,
характеристики, формулы для нового понятия «фотон»
Рефлексия
В качестве первичного закрепления
нового материала ответить на вопросы к параграфу, стр. 302
Урок 2
«Фотоэффект»
Освоение новой темы
(вопрос 1)
1.
Опыты
Столетова
Учебник, § 73,
стр.302-303
Изучая материал по данному вопросу,
обратите внимание на тех, кто причастен к открытию, исследованию и объяснению
явления фотоэффекта.
Опираясь на схему установки, отметьте
основные ее элементы в опытах А. Г. Столетова.
Присваивая
новый учебный материл, запишите основные определения в
тетради: фотоэффект, фотоэлектроны, фототок, ток насыщения.
Освоение новой темы
(вопрос 2)
2.
Законы
фотоэффекта
Учебник, § 73,
стр.303-304
Видеофрагмент для просмотра:
Смысловой анализ текста по данному
вопросу, формирование ответа на вопрос о способности (неспособности) теории
(волновой, квантовой) объяснить законы фотоэффекта.
Конспектируя формулировку законов
фотоэффекта, составьте собственные комментарии.
*Представьте графически зависимости
одних величин от других
Освоение новой темы
(вопрос 3)
9 класс
тема
«Длина волны»
3.
Работа выхода
и красная граница
Учебник, § 73,
стр.304-305
Анализируя прочитанный текст, усвойте
новые для себя термины «работа выхода», «красная граница».
Вспомните, как связаны дина волны и
частота колебаний источника!
Обратите внимание на единицы измерения
физ. величин, применяемые в квантовой физике.
!
Учитывая данные табл.12, назовите по два металла, для которых:
-фотоэффект
как процесс, наименее
энергозатратен?
-фотоэффект
как процесс, наиболее энергозатратен?
Запишите в тетради определения терминов:
Работа выхода–
Красная
граница фотоэффекта–
?* Если
граничным условием процесса является min частота световой волны, какая
длина волны определит условия
фотоэффекта
для данного вещества?
?* Почему в
квантовой физике предпочитают использование внесистемных единиц измерения?
Освоение новой темы
(вопрос 4)
4.
Квантовая
теория. Уравнение Эйнштейна
Учебник, § 73,
стр.304-305
Какой закон классической физики
позволил объяснить законы фотоэффекта?
Систематизируя знания, еще раз
сформулируйте основные положения квантовой теории.
Запишите в тетради
закон сохранения энергии–уравнение Эйнштейна для фотоэффекта:
текст и формулу
*Подумайте: какие
вариации формулы возможны, если «свернуть» или «развернуть» некоторые её
символы.
Рефлексия
Индивидуальная
работа
с ШАБЛОНом опорного конспекта по самостоятельно изученной теме.
Домашнее задание
Касьянов,
§ 73, стр.302-306, вопросы, упр. на стр. 306.
Выполнить
(индивидуально) задачи, решение которых доступно после самостоятельного
освоения темы.
Урок 3 Решение
задач по теме «Фотоэффект»
Комментарий учителя
Данный урок будет проведен в очном формате освоения курса.
Планируется
отработка решения
расчетных задач и работа с заданиями по теме в формате ЕГЭ.
Ранее изученная
тема
Новая тема
(вопросы, материал)
Задание для учащихся
Вид деятельности учащихся
Урок 1
«Тепловое излучение. Квантовая теория Планка. Фотон»
Актуализация знаний по теме
Физика, 8 кл,
тема «Тепловые явления»
Повторить основные определения, понятия,
термины, базовые по теме:
1.Тепловые явления–
2.Температура–
3.Внутренняя энергия тела–
4.Назовите ед. измерения величин п.2,3-
5.Тепловое (термодинамическое)
равновесие–
По желанию:
–повторить
базовые термины устно;
–записать
определения в тетрадь;
–составить
опору по терминам.
Физика,
10 кл, тема «Темпера-тура»
Смысловое чтение текста
(вопрос 1)
1.
Тепловое излучение
Учебник,
§ 72, стр.297-298
Прочитать и провести анализ текста,
акцентировать внимание на понятиях: «тепловое излучение», «абсолютно черное
тело».
Освоить понятие «спектральная
плотность энергетической светимости» и ед. измерения этой физ. величины.
*Кто и когда ввёл это понятие в физику?
Записать в тетради определения по теме:
Тепловое
излучение–
Абсолютно
чёрное тело–
Сформулировать свой ответ на
вопрос: почему, глядя днём в открытые окна недалеко стоящего дома, внутри
видим темноту?
Сформулировать
определение
(и записать его):
«Ультрафиолетовая
катастрофа»–это _________
Актуализация
знаний
Физика, 7 кл, тема «Строение вещества»
В физике существуют определение
макроскопического и микроскопического мира. На уровне какого из мате–риальных
«миров» до сих пор рассматривались и формулировались основные законы физики?
Квантовая
механика–теория в физике, в которой учтены особые свойства
и закономерности микромира. В ней описаны способы движения и условия состояния
элементарных частиц в микромире.
В основе теории лежат понятия: дуализм
свойств частиц, вещества и поля, дискретность энергии, ядро атома и его
свойства, элементарная частица.
Появление теории
позволило сформировать современные представления о строении вещества.
Квантовая физика, наиболее полно объясняя множество
физических явлений, доказала, что ряд представлений классической физики работают
только для макроскопических тел. Квантовая, полностью не отрицая закономерностей
классической физики, несколько ограничивает область ее применения.
Освоение новой темы
(вопрос 2)
2.
Квантовая
гипотеза Планка
Учебник, § 72,
стр.299
Работая с текстом, обратите внимание на
механизм теплового излучения и его
следствие.
Вспомните классификацию физических
теорий.
Запишите определение термина «квант» и
формулу Планка, величину и обозначение физической константы в этой формуле.
О каких границах применимости
квантовой теории вы узнали?
Освоение новой темы
(вопрос 3)
3.
Законы
теплового излучения
Учебник, § 72,
стр.299-300
Анализируя изученный
фрагмент текста параграфа, сформулируйте основные законы теплового излучения.
Запишите в тетради законы теплового
излучения: закон смещения Вина и закон Стефана–Больцмана.
Не забывайте! Кроме текстовой
формулировки и математической записи законов указывайте постоян–ные, их буквенное
обозначение и числовое значение.
Освоение новой темы
(вопрос 4)
4.
Фотон
Учебник,
§ 72, стр.301
Первичное освоение материала: определение,
характеристики, формулы
Запишите в тетради основные определения,
характеристики, формулы для нового понятия «фотон»
Рефлексия
В качестве первичного закрепления
нового материала ответить на вопросы к параграфу, стр. 302
Урок 2
«Фотоэффект»
Освоение новой темы
(вопрос 1)
1.
Опыты
Столетова
Учебник, § 73,
стр.302-303
Изучая материал по данному вопросу,
обратите внимание на тех, кто причастен к открытию, исследованию и объяснению
явления фотоэффекта.
Опираясь на схему установки, отметьте
основные ее элементы в опытах А. Г. Столетова.
Присваивая
новый учебный материл, запишите основные определения в
тетради: фотоэффект, фотоэлектроны, фототок, ток насыщения.
Освоение новой темы
(вопрос 2)
2.
Законы
фотоэффекта
Учебник, § 73,
стр.303-304
Видеофрагмент для просмотра:
Смысловой анализ текста по данному
вопросу, формирование ответа на вопрос о способности (неспособности) теории
(волновой, квантовой) объяснить законы фотоэффекта.
Конспектируя формулировку законов
фотоэффекта, составьте собственные комментарии.
*Представьте графически зависимости
одних величин от других
Освоение новой темы
(вопрос 3)
9 класс
тема
«Длина волны»
3.
Работа выхода
и красная граница
Учебник, § 73,
стр.304-305
Анализируя прочитанный текст, усвойте
новые для себя термины «работа выхода», «красная граница».
Вспомните, как связаны дина волны и
частота колебаний источника!
Обратите внимание на единицы измерения
физ. величин, применяемые в квантовой физике.
!
Учитывая данные табл.12, назовите по два металла, для которых:
-фотоэффект
как процесс, наименее
энергозатратен?
-фотоэффект
как процесс, наиболее энергозатратен?
Запишите в тетради определения терминов:
Работа выхода–
Красная
граница фотоэффекта–
?* Если
граничным условием процесса является min частота световой волны, какая
длина волны определит условия
фотоэффекта
для данного вещества?
?* Почему в
квантовой физике предпочитают использование внесистемных единиц измерения?
Освоение новой темы
(вопрос 4)
4.
Квантовая
теория. Уравнение Эйнштейна
Учебник, § 73,
стр.304-305
Какой закон классической физики
позволил объяснить законы фотоэффекта?
Систематизируя знания, еще раз
сформулируйте основные положения квантовой теории.
Запишите в тетради
закон сохранения энергии–уравнение Эйнштейна для фотоэффекта:
текст и формулу
*Подумайте: какие
вариации формулы возможны, если «свернуть» или «развернуть» некоторые её
символы.
Рефлексия
Индивидуальная
работа
с ШАБЛОНом опорного конспекта по самостоятельно изученной теме.
Домашнее задание
Касьянов,
§ 73, стр.302-306, вопросы, упр. на стр. 306.
Выполнить
(индивидуально) задачи, решение которых доступно после самостоятельного
освоения темы.
Урок 3 Решение
задач по теме «Фотоэффект»
Комментарий учителя
Данный урок будет проведен в очном формате освоения курса.
Планируется
отработка решения
расчетных задач и работа с заданиями по теме в формате ЕГЭ.
Предлагаю просмотреть слайды авторской презентации - фоторепортажа из Мемориального музея космонавтики, расположенного в стилобате монумента покорителям космоса на ВДНХ. Снимки сделаны мной 3 марта 2020 года во время посещения этого музея.
23 марта 2020 года
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает» -
Этап выполнения задания
|
Деятельность учащегося
|
Время
выполнения
|
Подготови-тельный
|
Вместо выполнения обязательной части домашнего задания:
Чтение
текста
«Знаешь ли ты, как был покорен Эверест?»
|
До 5 минут:
-
чтение и осмысление текста;
-
принятие решения о дополнительном знакомстве с информацией по теме из
предложенного источника и иных текстовых, интернет-источников.
|
Основной:
Выполнение нестандартного домашнего
задания
|
Выполнение трех
(четырех) заданий, оформление отчета в
рабочей тетради по физике
|
Индивидуально,
20 – 25 минут
|
Фото 1 Величавый Эверест
Ребятки, жду от вас обратной связи! Отправляйте выполненное задание по электронной почте.
ОтветитьУдалить