среда, 28 ноября 2012 г.

Учитель, исследователь, философ...


«В жизни каждого ребенка
Школа есть, а в ней - продленка;
Весь день уроки, конкурсы, задания –
Все то, что нам приносит знания!»
Да, дети в школу  идут учиться, что по моему глубокому убеждению означает "стремиться самому  получать новые знания", учитель в этом процессе  вам только помощник! 
Каждый человек имеет право распорядиться приобретенными в школе знаниями по собственному  усмотрению. Кто-то  из вас станет знаменитым поэтом или врачом,  кому-то ближе техника или компьютеры, о спортивных достижениях кого-то мы узнаем из газет или телепередач.
 Позвольте рассказать о человеке, который  создал себя сам!

155 лет назад на  рязанской земле появился мальчик, которого потом назвали «отцом русской космонавтики».
Потерял слух после болезни, рано остался без матери, что негативно отразилось на здоровье. Ему было трудно учиться в мужской гимназии, сверстники глумились над ним. Мальчик был оставлен на второй год, затем отчислен с характеристикой... "для поступления в техническое училище." 
 Он занимался образованием самостоятельно, его главным учителем  стали книги.  Приобщаясь к техническому и научному творчеству, он  самостоятельно изготовил астролябию, домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски. Гордостью мальчика стали локомотивы, которые приводились в движение спиральными пружинами, купленными  на рынке. Он увлекался  фокусами  и делал различные ящики, в которых предметы то появлялись, то исчезали.
В шестнадцать лет отец отправляет его в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне - знаменитая  Бауманка); юноша, потеряв рекомендательное письмо к знакомому отца, вынужден был снять  комнату в квартире прачки.  Почему Костя не поступил в училище, не известно,  но юноша решил продолжить образование самостоятельно. «Кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек» - позднее писал юноша, рассказывая  о жизни на присылаемые отцом 10 – 15 рублей в месяц. Для экономии средств Константин передвигался по Москве только пешком, а все свободные деньги тратил на книги, приборы и химические препараты.
 Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня он  штудировал  науки в Чертковской публичной библиотеке, единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени, которая через год, в 1874, переехала в здание Румянцевского музея. В ней Циолковский и  встретился с основоположником русского космизма Федоровым Н. Ф., которого называли  «московским Сократом»,  работавшего  помощником библиотекаря. Друг Л. Н. Толстого,  философ, изумительный собеседник,  он заменил юноше университетских профессоров, оказывая  влияние на взгляды и научные предпочтения будущего основоположника космонавтики.  Однако, это влияние проявилось много позже, через десять лет после смерти  Н. Федорова,  а в московский период жизни  Константин ничего не знал о взглядах Николая Федоровича,  и они так ни разу и не заговорили о Космосе.
Работа в библиотеке была подчинена чёткому распорядку. С утра Константин занимался точными и естественными науками, требовавшими сосредоточенности и ясности ума. Затем переключался на более простой материал: беллетристику и  публицистику. Активно изучал «толстые» журналы, где публиковались как обзорные научные статьи, так и публицистические. Увлечённо читал Шекспира, Льва Толского, Турненева, , восхищался статьями Дмитрия Писарева, в котором  «видел тогда своё второе „Я“». 
За первый год жизни в Москве Циолковским  были изучены физика и начала математики. В следующем, уже в  читальном зале «Пашкова дома»  Константин изучал дифференциальное и интегральное исчисление в математике, высшую алгебру и аналитическую геометрию,  затем - астрономию, механику и химию.  За три года, прожитые в Москве,  Константин полностью освоил гимназическую, а также значительную часть университетской программы.
Так учился Константин Эдуардович Циолковский - автор научных трудов по воздухоплаванию и аэродинамике, сформулировавший вывод уравнения реактивного движения, автор научно-фантастических произведений. 
 Он мечтал заселить космическое пространство с  помощью орбитальных станций, к которым жителей Земли будут доставлять космические лифты или поезда на воздушной  подушке.   
Он первым пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий